суббота, 20 апреля 2013 г.

Закон "Фигура-фон" в отношениях близких людей

Страницы из авторской книги Ирины Маратовны Сергиенко "Психологические роли в жизни человека"

Встретила несколько случаев, которые ясно мне представили психологическую закономерность, которую назвала для себя рабочим названием закон "Интерактивный закон фигуры и фона". Проявление этой закономерности в моей практики было связано с неосознанными психологическими ролями, функционирующими в отношениях близких людей, например, в отношениях "родители-дети" (чаще однополых "дочки-матери", "отцы-сыновья"), "мужья-жены", "братья-сестры" и т.д.
Сущность закона "фигура-фон" в отношениях людей заключается в том, что один человек в паре людей, связанных между собой эмоциональными связями, выполняет центральную, яркую, "особо ценную" роль, а второй человек составляет некий психологический фон, обслуживающий эту "особенную" личность и оттеняющий достоинства первой личности. Этот закон давно известен в гештальт-теории, однако в контексте межличностных отношений он получает новое значение.
Каждая из позиций в паре, неосознанно строящей отношения по типу "фигура-фон", имеет свои четкие системные характеристики, которые имеют смысл только в рамках подобного типа отношений. В крайнем варианте своего развития отношения в такой паре могут доходить до модели "Король-слуга", а в более уравновешенном - до модели "Лидер и помощник". Однако, и в том и другом случае "видимым" для социума является в первую очередь Человек-"Фигура", а вторая личность в паре - Человек-"Фон" обесценивается и уменьшается в презентации себя социуму. Все попытки "Человека-Фона" выйти из тени пресекаются "Человеком-Фигурой" или другими личностями, выполняющими фоновую роль. Иногда отношения в этой паре переворачиваются. Тот, кто играл роль "фигуры" становится "фоном" на некоторое время, а "Человек-Фон" занимает центральное место в отношениях, становясь "Человеком-Фигурой".
"Человек-Фон" часто переживает от "Человека-Фигуры" ряд эмоциональных травм, связанных с урезанием попыток проявлений своей инициативности, активности,способностей,что переживается как чувство обесценивания, унижения, слабости. В итоге срабатывает закон, ранее описанный в моем блоге "Возвращение боли" (смотри пост - "Возвращение боли - возвращение роли страдающего другому человеку"), который заключается в передаче состояния униженности и обесценивания другому человеку.
Например, родители воспитывают ребенка, унижая и критикуя его, показывая, что они являются - "почти идеальным примером для наследования". В результате,ребенок унижает и критикует своего младшего брата или сестру. Создаются отношения "Фигура-фон" уже в отношениях сиблингов.
Примеры из практики.
Обратилась девушка 28 лет с проблемой эмоциональной нестабильности и неблагополучия в личных отношениях, депрессией. Она периодически создает отношения с мужчинами, но они не заканчиваются созданием семьи. По моей просьбе, девушка попросила прийти ко мне на сеанс отдельно её маму. Во время беседы с матерью выяснилось, что её мать (47 лет) пережила в детстве несколько случаев сексуальных посягательств со стороны родственников-мужчин, что привело к отвращению к сексуальности на фоне вытесненного интереса к данной сфере отношений. Дочь демонстративно проявляет и отстаивает "свободу" сексуальных отношений и её высокую эмоциональную ценность для неё, свободу выражения чувств. Мать проявляет и отстаивает свою эмоциональную сдержанность во многих сферах, в том числе - в отношении сексуальных потребностей, живет одна более 10 лет после развода с мужем. Мать рассматривает себя как "правильную" личность, а дочь - "неправильную". Иными словами, в этих отношениях есть две роли "Белая Фигура" (мама) и "Черный фон (дочка). На фоне своей дочери, мать чувствует себя в роли "почти святой". Мать в детстве получила роль "Старшей сестры", что усиливает её тенденцию к самоидеализации (См. пост "Комплекс старшей сестры). Об эмоциональных проблемах дочери, её состояниях депрессии говорит с улыбкой. При этом улыбка усиливается во время рассказа о самых сложных периодах в состоянии дочери. Такая неадекватная мимическая реакция подтолкнула меня к мысли о том, что в данном случае работает закон "Фигура-фон". "Человек-фигура" всегда чувствует себя лучше, когда "Человек-Фон" проявляет свои "недостатки".
В отношении дочери к своей матери проявляется сильная агрессия и отвержение, что соответствует чувствам человека, вынужденного играть роль "Фона". Дочь рассказывает о том, что в других семьях видела примеры иных отношений родителей и детей, где дети являются равноценными друзьями своих родителей. Она тянулась в такие семьи.
В отношении матери к дочери проявляется снисходительная позиция личности, которая "заботится" о "заблудившейся овце, которую надо спасти".
Психодраматическая работа с данной семьёй направлена на помощь матери в терапии детских травм, разблокировании эмоционального потенциала, формирования открытости по отношению к возможности создать счастливые женско - мужские отношения, снятии роли старшей сестры, изменения модели отношений с дочерью.
Другие подобные примеры в моей практике:
Мать (36 лет) и дочь (10 лет). Мать (тоже из старших сестер) демонстрирует быстроту и самостоятельность в действиях и самоорганизации жизнедеятельности, недовольна дочерью в связи с тем, что та "слишком медлительна" и "не умеет продумывать наперед" свои дела, рассеяна.
Мать (27 лет) и дочь (6 лет). Мать обратилась с запросом по поводу чрезмерной стеснительности и боязливости дочери. Сама мать демонстрирует свою смелость, лидерские черты. Ребенок на сеансе проявляет нормальное поведение, что свидетельствует о начале процесса "надевания фоновой роли" на свою дочь.
Женщина (29 лет) демонстрирует трудолюбие и способность многое успевать, воспитывая двух детей дошкольного возраста. При этом она жалуется на своего мужа, который после работы лежит на диване и ничего не хочет делать. Возможно, что выбор такого мужчины, а также последующая его подгонка под роль "Фона" усилила его характеристики как "пассивного" и "лентяя". На его фоне она может замечательно доказывать всем и себе, что - трудолюбивая и активная. Она - "Фигура", а муж - "Фон".
Две взрослых сестры живут в одной двухкомнатной квартире, каждая в своей комнате. Обратилась младшая сестра, которая никогда не была замужем. Старшая была в браке и родила ребенка. Разошлась. С детства, старшая сестра злоупотребляла привязанностью младшей сестры, уговаривая её что-то делать для себя. В результате, в настоящее время, младшая сестра продолжает заботиться о старшей сестре и её ребенке. Возможно, что старшая сестра создала отношения "Фигура-фон" со своей младшей сестрой.
Психодраматическая работа с указанными семьями продолжается.


Комментариев нет:

Отправить комментарий